Частная начальная школа "Квадривиум"

Россия, город Санкт-Петербург, улица 8-я Советская, д. 58


ПРИЕМНАЯ

+7 (812) 274-70-16

Версия для слабовидящих
Версия сайта для слабовидящих

Цикл «Азбука Петербурга». Пешеходная экскурсия «Город архитектурных ансамблей». Площади вокруг Адмиралтейства. Посещение Исаакиевского собора. Подъем на колоннаду (предмет: петербурговедение).


9 Апреля 2016

Петербург – город парадных площадей, торжественных архитектурных ансамблей. Здания словно танцуют удивительный танец, танец запечатленных в камне гармоничных архитектурных форм.  Их застывшее движение находится в полном согласии друг с другом. Потому и называют здания и памятники, гармонично расположенные, ансамблем. Какие еще нам знакомы ансамбли?Совершенно верно, музыки и танца, когда танцоры или музыканты действуют слаженно.

При строительстве Петербурга Петр Великий поставил перед архитекторами непростую задачу – связать Россию и Европу. Создать не по-европейски просторный город, с русским размахом, с широкими улицами, но столь же красивый, как самые изысканные европейские столицы.

Сегодня первоклассники школы «Квадривиум» посетят центральные площади города, познакомятся с их обликом. Площадей в Петербурге много и, когда целенаправленно едешь от одной площади к другой, то кажется, что улицы – связующие звенья между ними.

Каждая площадь представляет собой архитектурный и смысловой центр определенного участка города, практически на каждой площади есть памятник, который рассказывает о каких-либо исторических событиях или о каком-нибудь выдающемся человеке.

Первая площадь, которую мы проезжаем – площадь Восстания. В центре ее установлен гранитный обелиск «Городу-герою Ленинграду» Наша школа находится неподалеку от нее, поэтому ее облик достаточно хорошо нам знаком, а о событиях, связанных с ней, мы будем подробно говорить в 3 и 4 классе.

Мы движемся по Невскому проспекту по направлению к Адмиралтейству и Лидия Юлиановна перечисляет площади. А некоторые называют сами дети. Мы проезжаем площадь Островского с памятником императрице Екатерине II. По правую руку, в глубине Михайловской улицы, ведущей к Русскому музей, мы замечаем площадь Искусств и в ее центре окруженный деревьями памятник Пушкину работы скульптора Михаила Константиновича Аникушина.

На Казанской площади слева нам открывает объятия колоннада Казанского собора, а по правую руку в ансамбль включена панорама канала Грибоедова и собор Спас-на-Крови. Казанская площадь включает в себя самый низкий в Петербурге и третий по ширине Казанский мост. Проезжая по нему, можно даже не сразу заметить, что это мост.

Мы пересекаем также реку Мойку. В XVIIIвеке она носила финское имя Муя («слякоть»). Это была мутная речушка, вытекала она из болота, которое находилось на месте Марсова поля. Затем ее соединили с Фонтанкой, облагородили ее русло и стали брать из нее воду для хозяйственных нужд.

Мы свернули на набережную и проезжаем мимо Адмиралтейства. Лидия Юлиановна рассказывает, что в Петербурге исторически сложилось три парадных центра. Первый – на Васильевском острове, где начали строить каменные дома, дворцы знати, где находился дом генерал-губернатора Меншикова и здание Двенадцати коллегий. Второй сформировался на Петроградском острове, потому что находилась Троицкая площадь, первый порт города, а рядом, на Заячьем острове, возвели крепость Санкт-Петербург (она впоследствии дала название всему городу, а сама получила имя Петропавловская). Третий парадный центр начал складываться на левом берегу Невы, где расположилось Адмиралтейство. В петровские времена Адмиралтейство было верфью и крепостью – под защитой пушек и бастионов здесь строили корабли. Никакой площади тут не было, и Петр Iне предполагал ее здесь разбивать. Левый берег Невы был рабочей окраиной. Позади Адмиралтейства находилось обширное свободное пространство. Оно называлось гласис, и было необходимо, чтобы дома рабочих не пострадали в том случае, если верфь загорится. Пожары в XVIII веке были распространенным бедствием.

За гласисом располагались деревянные жилые дома мастеровых, корабельщиков, в общем,простого люда. Место, где жили корабельных дел мастера, называлось Адмиралтейская слобода. Невский проспект, который тогда назывался Большая першпектива –– это была просто удобная дорога к Неве. Улицы сохранили в своих называниях первое назначение – Большая Морская улица, Малая Морская улица…

Вдоль реки Фонтанки разместились полковые слободы (место, где проживали военные, служащие в Преображенском, Семеновском полках). Даже песенку сложили горожане: «Вдоль Фонтанки-реки квартируют полки…».Парадный административный участок вдоль левого берега Невы стал застраиваться домами управляющих. Фасадом к реке расположились дома тех государственных деятелей, чья работа была связана с Адмиралтейством. Они руководили постройкой кораблей и командовали молодым русским флотом. Это были дома графа Апраксина, адмирала КорнелиусаКрюйса, дом корабельного мастера Петра Михайлова… Дело в том, что именем Петр Михайлов называл себя сам царь Петр I. Он использовал это имя, когда учился строить корабли в Голландии. Под этим именем царь работал на верфи и экзаменовал молодых людей, вернувшихся из-за границы, где они обучались какому-либо мастерству.

Так центр города начал складываться вокруг Адмиралтейства. Хотя задумка Петра была совсем иной.

Центр города ПетрI предполагал расположить на Васильевском острове.Там построили здание правительства – здание Двенадцати коллегий, дворец Меншикова, где принимали иностранных послов… Но в целом строительство на Васильевском острове развивалось не очень бурно. Зимой можно было переходить с острова на остров по льду замерзших рек, но летом без мостов людям было очень неудобно.

Из лодок строили временные мосты – их называли плашкоутные. И проезд, и провоз товара по этим мостам были платные. Во время половодья или наводнений бурная вода уносила такие мосты в Финский залив, отчего город постоянно терпел убытки.Через небольшие реки мосты стали строить уже в XVIIIвеке, а первый постоянный мост через Неву появился только в XIXвеке.

 

Исаакиевская площадь

Мы огибаем Сенатскую площадь и останавливаемся у стен Исаакиевского собора. В XVIIIвеке на его месте находилась деревянная церковь, где молились корабельный мастера, освящали новые корабли. Уже в XIXвеке возникла идея перестроить ее в камне.

Исаакиевский собор, возведенный в середине XIXвека, завершил оформление сразу двух площадей – Исаакиевской и Сенатской. На Сенатской площади он служит величественной декорацией для памятника Петру I–Медному всаднику. Исаакиевский собор – архитектурная доминантаИсаакиевской площади (архитектурная доминанта – это здание, которое первым привлекает наше внимание в архитектурном ансамбле). Собор вмещает до 15 тысяч человек. Его архитектор – француз Огюст Рикар де Монферран. Под его руководством собор возводился в течение сорока лет. Двадцать лет строился сам собор и еще двадцать лет выполнялась наружная и внутренняя отделка здания и его украшение – мозаикой, живописью, лепниной, резьбой, скульптурой.

Мы поднялись на колоннаду собора, посмотрели на город с высоты сорока метров. Пока поднимались по каменной винтовой лестнице, считали ступеньки, их оказалось 246.




На колоннаде обычно бывает ветрено, но сегодня нам повезло. Ничто не мешало наслаждаться прекрасным видом в солнечный и теплый день.Мы обошли колоннаду по периметру.

Лидия Юлиановна обратила внимание школьников на другие архитектурные доминанты, которые выделяются в панораме города – голубые с золотыми звездами купола Троице-Измайловского собора, белую свечу колокольни Владимирского собора. Со стороны Невы открывается вид на Дворцовую площадь и Адмиралтейство, и сразу становится понятно, что Адмиралтейство участвует в ансамбле всех трех центральных площадей – Дворцовой, Исаакиевской и Сенатской. При созерцании сверху становится понятна структура «адмиралтейского трезубца». Так называют три улицы, лучами расходящиеся от Адмиралтейства. Это Вознесенский проспект, улица Гороховая (получившая нелестное прозвание «каменного коридора», потому что там ни деревца нет), и, конечно, Невский проспект.

Мы прекрасно разглядели Университетскую набережную Васильевского острова и узнали все здания, стоящие на ней и уходящие вглубь острова – Академию художеств, Меншиковский дворец, здание Двенадцати коллегий.

Мы полюбовались блестящей гладью Финского залива с западной стороны колоннады и спустились «с небес на землю». Вернулись в автобус и объехали Исаакиевскую площадь, чтобы отметить для себя все необычное, что мы на ней можем увидеть.



Лидия Юлиановна называет Исаакиевскую площадь «площадью чудес». На площади находится Мариинский дворец – единственный в Петербурге дворец, построенный для женщины, великой княжны Марии, дочери императора Николая I. Дворец работает сейчас как административное здание, а не как музей. Напротив дворца возвышается памятник Николаю I. Это уникальный конный памятник – конь несет на себе всадника и стоит всего на двух точках опоры, на двух задних ногах. Скульптор Петр Карлович Клодт должен был очень точно рассчитать вес статуи, чтобы она держалась именно таким образом. Площадь продолжает Синий мост, самый широкий мост Санкт-Петербурга. Под ним по туннелю почти 100 метров длиной протекает речка Мойка. Ширина моста совпадает с шириной площади, поэтому русло Мойки не разделяет ее на две части. Мариинский дворец, памятник Николаю I и Исаакиевский собор, гостиница «Астория», а также Адмиралтейство, башню которого видно со стороны Вознесенского проспекта, составляют единый архитектурный ансамбль. Рядом с оградой Синего моста находится водомерный столб с трезубцем. На столбе нанесены отметки по уровню воды самых крупных наводнений, начиная с 1824 года.

И мы продолжаем наш путь.

Сенатская площадь

Мы не останавливаемся на Сенатской площади, но, проезжая мимо, видим, что она образована боковым фасадом Адмиралтейства, зданиями Сената и Синода, Исаакиевским собором, и открыта к Неве.

К Неве простирает руку Медный всадник – главная достопримечательность Сенатской площади. Памятник Петру I был установлен в 1782 году в правление Екатерины II. В этот год как раз исполнилось 100 лет с момента венчания Петра на царство. Императрица Екатерина также была названа Великой за свои заслуги перед Отечеством. На памятнике она приказала написать: «Петру IЕкатерина II». Таким образом она подчеркнула, что в своем царствовании следует заветам Петра, укрепляя границы России, делая армию и флот более обученными, более мощными, развивая образование.

Дворцовая площадь

Мы приехали на Дворцовую площадь. Сейчас это торжественная, парадная, главная площадь города. Но когда-то всего этого великолепия, что мы можем наблюдать сейчас, просто не было. Это был Царицын луг. Здесь паслись коровы, козы, гуси и прочая домашняя живность.

Во времена императрицы Анны Иоанновны Дворцовая площадь становится местом развлечений и «всякой потехи». Иногда эти развлечения были не очень веселыми. По крайней мере не для всех, кто в них участвовал. Зимой 1740 года по приказу императрицы для шутовской свадьбы был построен Ледяной дом из ледяных блоков. В нем все было изо льда, даже мебель и посуда. Старых шута и шутиху – молодоженов на потешной свадьбе – заперли на ночь в этом доме, где они чуть не замерзли насмерть.

В первой четверти XIXвека, при императоре Николае I главный архитектор города Карл Иванович Росси оформляет площадь.Он строит здание Главного штаба армии, которое отделяет пространство перед Зимним дворцом от Невского проспекта. Этот архитектор так любил прямые линии, что про него даже придумали стишок:

Только оси, оси, оси

на уме у Карла Росси.

Здание Главного штаба – самое длинное в Европе здание. Оно имеет исключительно протяженный фасад –580 метров. Росси специально спроектировал его таким вытянутым, чтобы закрыть классической красотой шумный Невский проспект от взоров императора. Кроме этого, Росси выполнил очень сложную задачу. Он не стал состязаться с Растрелли, пытаясь воздвигнуть на площади здание, равное по красоте и великолепию Зимнему дворцу. Он ставит здание ровно напротив, поэтому нам в голову не приходит их сравнивать. Мы смотрим на дворец и любуемся прихотливыми извивами барокко, оборачиваемся и восхищаемся стройностью классических колонн на фасаде здания Главного штаба.

Николай Iзадумал прославить победу над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, создав триумфальный ансамбль площади. О победе возвещает крылатая Ника, которая несется в колеснице прямо к царскому дворцу. Эта колесница венчает арку Главного штаба.

Нике предшествует ангел, попирающий змею, на Александровской колонне. Колонна названа так в честь императора Александра I, в царствование которого был побежден Наполеон. Архитектор, создавший Исаакиевский собор, спроектировал и эту колонну. Сегодня мы уже говорили о нем – это Огюст Рикар де Моферран.

В ансамбль Дворцовой площади входит Адмиралтейство. Архитектор Андреян Дмитриевич Захаров в 1806 году перестраивает здание в камне, до того оно было деревянным.

АрхитекторАлександр Павлович Брюллов в 40-е годы XIXвека скромно и со вкусом поставил справа от Зимнего дворца здание Гвардейского корпуса, чтобы закрыть вид на русло Мойки и завершить оформление площади. Здесь находился также военный госпиталь. В простенках между окнами первого и второго этажа архитектор поместил орнамент, напоминающий шитье гвардейского мундира.На его фоне расположились атрибуты гвардии –каски и кивера, шашки и палаши. После здесь располагалось Министерство финансов, поэтому фасад украсили жезлы Меркурия, покровителя торговли. Вправо от Гвардейского корпуса уходит улица Миллионная.Здесь селились знатные господа, вхожие в царский дом.

После того, как ансамбль Дворцовой площади окончательно оформился, она естественным образом стала главной площадью города. Здесь представлены все символы могущества государства: власть и сила, победа и богатство. Здесь находятся и царский дворец, и зданиеГлавного штаба армии, и Морское министерство (Адмиралтейство). До этого главной площадью была Сенатская.

Мы пробежались по брусчатке Дворцовой площади, полюбовались ее головокружительной красотой, сфотографировались и вернулись в автобус. Сегодня мы получили представление о парадном Петербурге – городе торжественных площадей, городе архитектурных ансамблей, где продумана каждая деталь.

 


Возврат к списку