Частная начальная школа "Квадривиум"

Россия, город Санкт-Петербург, улица 8-я Советская, д. 58


ПРИЕМНАЯ

+7 (812) 274-70-16

Версия для слабовидящих
Версия сайта для слабовидящих

Цикл «Династия Романовых Санкт-Петербургу». Часть II. «18 век. Женщины на российском престоле». Автобусно-пешеходная экскурсия «Петербург в эпоху Екатерины II». Памятник Екатерине II на пл. Островского. Гостиный Двор на Невском пр. Академия художеств.


2 Апреля 2016

Сегодня для второклассников школы «Квадривиум» необычный день – они не только побывают на экскурсии, но и познакомятся с проректором Академии художеств Андреем Николаевичем Скляренко. Он лично покажет детям помещения Академии и расскажет о славных традициях этого учебного заведения.

Чтобы подготовиться к этому визиту, нужно вспомнить, что нам уже известно о второй половине XVIIIвека. Мы занимаем свои места, автобус трогается с места, и Лидия Юлиановна начинает свой рассказ.

Академия художеств была основана просветителем и государственным деятелем Иваном Ивановичем Шуваловым в самом конце правления императрицы Елизаветы Петровны. Шувалов задумал в Москве университет и предполагал открыть при нем Академию художеств. В результате Академия была учреждена в 1757 г.в Санкт-Петербурге. Здесь она первоначально размещалась в особняке Шувалова на углу Итальянской улицы и Малой Садовой. С 1758 г. начались учебные занятия. Учебный курс длился 9 лет и включал изучение искусства гравюры, портрета, скульптуры, архитектуры. Через три года после основания Академии лучшие ученики в первый раз отправились на стажировку за границу. Поскольку денежные средства, которые им выдавались, называли «пенсион», то и студенты назывались «пенсионерами».

В 1762 году к власти пришла Екатерина II. Она стремилась сделать Россию просвещенным государством, хотела, чтобы ее подданные понимали важность науки и искусства. Поэтому она распорядилась построить для Академии художеств специальное здание. Основание Академии часто приписывают Екатерине II, хотя фактически учреждение начало свою работу еще при Елизавете Петровне.

В 1764—1788 годах на Васильевском острове на набережной, которая сейчас называется Университетская, было возведено здание Академии художеств. Построено оно в архитектурном стиле, который носит имя классицизм. Античное искусство служило образцом для всех произведений эпохи классицизма: в музыке, в архитектуре, живописи, литературе…

 – Что такое античное искусство? – уточняет Лидия Юлиановна.

– Искусство Древней Греции и Древнего Рима! – быстро отвечают ребята.

– Зачем же нужна была Академия? Какое значение она имела для истории русской живописи? Давайте порассуждаем. Многие великие художники из-за границы приезжали в Академию, кто преподавать, а кто и учиться. В XIX веке русское искусство развивается особенно бурно. Где в настоящее время можно в Петербурге увидеть большое собрание работ русских художников?

– В Русском музее! – последовал незамедлительный ответ.

– А каких русских художников вы знаете?

– Шишкин, Айвазовский, Суриков, Никитин, Репин… – начинают перечислять ученики.

Фамилию Никитин ребята вспомнили сейчас не случайно. Иван Никитич Никитин – это один из первых русских светских художников, который во времена Петра Великого побывал в Италии на стажировке, и по указу государя начал рисовать портреты приближенных императора и членов их семейств. Он является основателем русской портретной школы: именно его кисть донесла до нас облик канцлера Головкина и других важных для нашей истории людей. Ему принадлежат портреты Петра на смертном одре, цесаревны Елизаветы Петровны в детстве и множество других.

 Как мы помним, до ПетраI искусство на Руси было церковным, художники изображали преимущественно святых, расписывали церкви, рисовали миниатюры в церковных книгах. Когда ПётрI с Великим посольством побывал в Европе, он увидел, что во дворцах и домах знати стены украшены портретами предков, а также натюрмортами и пейзажами. Это было почитаемой традицией, являлось частью семейной и государственной истории. Наконец, это было красиво. И после того, как Петр начал реформировать русское государство, представителям высшего общества было велено рисовать с себя и своих родственников портреты. Император также хотел создать в России академию художеств по образу и подобию французской. В время визита во Францию Петра I выбрали почетным членом Академии художеств в Париже: не за его собственные художественные достижения, но за поддержку творцов и интерес к искусству. За год до смерти он издал указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам». Это петровское начинание после его смерти было воплощено в жизнь как художественное отделение Академии наук, а к середине XVIII века и вовсе превратилось в гравёрно-рисовальную школу.

  Отличие русской Академии художеств заключалось в том, что европейские академии предназначены были для тех, кто уже умеет рисовать. Туда принимали мастеров, уже получивших признание. Русская академия предназначалась для обучения одаренных детей и молодых людей. Под крылом Академии художеств была открыта школа, где в числе предметов были такие, которые развивали творческие способности детей.  Закончить школу при Академия художеств значило получить полноценное среднее образование, еще и с художественным уклоном.

– Академия Художеств теперь носит имя одного из выдающихся русских художников Ильи Ефимовича Репина. Первоначально она называлась просто «Академия трех знатнейших художеств». Предположите, ребята, что это были за художества?

– Живопись, скульптура, архитектура! – догадались дети.

– Совершенно верно, – обрадованно говорит Лидия Юлиановна. – Когда мы будем подъезжать к зданию Академии, мы увидим на куполе центральной части здания скульптурную группу – богиню-покровительницу искусств и ремесел в окружении трех путти. Как зовут эту богиню?

– Афина! – раздаются несколько голосов.

– Прекрасно. В чертах богини можно уловить некоторое сходство с императрицей Екатериной II. А вот кто такие путти?

Оказалось, это фигурки маленьких мальчиков. Иногда их изображают с крыльями, как Амурчиков, иногда без. Это духи счастья, пришедшие в искусство из греческой и римской мифологии. В руках у них символы трех знатнейших художеств: тот, кто отвечает за изобразительное искусство, держит кисти; тот, кто покровительствует скульптуре, держит стеку и резец; тот, кто помогает архитекторам – циркуль и линейку. Их присутствие рядом с Афиной означает, что только в счастливой, мирной обстановке могут развиваться искусства.

Мы приехали на площадь Островского и выходим из автобуса перед Александринским театром. Екатерининский сквер закрыт, поэтому мы обходим его по периметру.

Наша задача – познакомиться с памятником Екатерине II, и узнать, какие исторические лица расположены на нем. Памятник императрице– один из замечательных монументов Санкт-Петербурга. Он находится на Невском проспекте и является важной частью архитектурного ансамбля площади Островского.

Во время работы скульптора Э. М. Фальконе над памятником Петру I, который сегодня широко известен как «Медный всадник», Екатерина переписывалась со скульптором и поручила ему сочинить проект монумента для нее самой. Фальконе сделал два эскиза, но его идеи в жизнь так и не воплотились.

Во время правления Александра II был объявлен конкурс, на который были представлены проекты, выполненные разными художниками. Победил проектскульптора Михаила Осиповича Микешина. Микешин работал над проектом памятника 10 лет, так как пожелания Александра II, замечания Академии художеств, просьбы горожан неоднократно принуждали его изменятьсвои замыслы. Но все же, несмотря на все трудности, которые порой приводили Микешина в отчаяние, 24 октября 1873 года состоялось торжественное открытие памятника Екатерине II.

У основания памятника императрице Екатерине находятся фигуры выдающихся людей России второй половины XVIII в., которые прославились в военном деле, науке, искусстве, политике. Это поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин – он представлен вдохновенно читающим стихи. С книгой на коленях задумчиво сидит женщина-ученый, Президент Российской Академии Наук княгиня Екатерина Романовна Дашкова. Обходя вокруг пьедестала, мы увидим, что далее находятся следующие личности: военный и государственный деятель граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский; полководец, генерал-фельдмаршал, князь Григорий Александрович Потёмкин-Таврический; стоит, опираясь на шпагу полководец, генералиссимус Александр Васильевич СуворовДалее сидящими и беседующими представлены дипломат князь Александр Андреевич Безбородко и просветитель Иван Иванович Бецкой. Затем две сидящие фигуры, похоже обсуждают военную стратегию: флотоводец, адмирал Василий Яковлевич Чичагов и полководец граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский.Всего вокруг императрицы расположено девять фигур. Это были ее верные сподвижники, на которых она опиралась в своем правлении.



Мы возвращаемся в автобус и продолжаем наш путь. Пока мы едем, Лидия Юлиановна рассказывает об особенностях топонимики нашего города (топонимика – наука о географических названиях). Нева – не самая длинная река в России (всего 74 км). Но большая часть ее протекает в черте города – 44 км. Представляете ли вы себе набережную протяженностью 44 км? Такую длинную набережную назвать одним именем было бы просто немыслимо – люди бы путались и не знали, какая именно часть имеется в виду. Поэтому набережные вдоль Невы разделены на участки и названы по достопримечательностям: Адмиралтейская, Университетская, Дворцовая набережная, и так далее. Набережные других рек называются, как правило, просто именем этой реки: набережная Мойки, Фонтанки, Крюкова канала и другие.

И вот мы едем по Университетской набережной.

– Почему для строительства здания Академии художеств был выбран Васильевский остров? Давайте поразмышляем, – предлагает Лидия Юлиановна. – Петр Iпредполагал, что здесь будет центр Петербурга, и там строилось все, что отличает столицу – порт, Двенадцать коллегий, научный центр – Кунсткамера, дворец для приема послов (Меншиковскийдворец)…  Но центра на Васильевском острове не получилось, как вы думаете, почему?

– Потому что не было мостов! – раздается сразу несколько голосов. –Петр хотел, чтобы все ездили на лодках и запрещал строить мосты.

– Верно, – соглашается Лидия Юлиановна. – На Васильевский остров было не очень удобно переправляться. Во времена Екатерины в Петербурге уже строят мосты различных конструкций. Но центральная часть города уже сформировалась на Адмиралтейской стороне.

Мы подъехали к зданию Академии художеств, заходим в круглый холл. От него отходят несколько коридоров, направо и налево в длинные коридоры ведут небольшие лестницы. Нас встречает Андрей Николаевич и для начала ведет нас на второй этаж, где расположен Круглый зал – он находится прямо под куполом, на котором восседает богиня Афина. Потолок этого зала украшен плафоном (часть потолка с живописью, лепкой или мозаикой). Картина на плафоне изображает триумф Аполлона – покровителя искусств, на свитке дата основания Академии – 1764 год.

ПривилегиииУставИмператорскойАкадемиитрех знатнейших художеств, живописи, скульптуры и архитектуры...” были учреждены Екатериной II 4 ноября 1764 г. Когда был задуман проект отдельного здания для Академии художеств, Екатерина II выдвинула требование к архитекторам, чтобы оно было оборудовано классами, мастерскими, выставочными залами и всем необходимым. План Академии Художеств представляет собой квадрат и круг: квадратную форму имеет само здание, а круглую – внутренний двор.

Диаметр внутреннего двора 40 м, чуть меньше, чем купол собора Святого Петра в Риме. Такая планировка позволила устроить много мастерских с большими окнами, пропускающими солнечный свет. Естественное освещение, как мы знаем, очень важно для художников.

Спроектировали это здание французский архитектор Жан-БатистВаллен-Деламот и русский архитектор Александр ФилипповичКокоринов. Кокоринов был также одним из первых ректоров Императорской Академии художеств. При Екатерине II было много выдающихся мастеров, но эпоху этой императрицы можно узнать по единому стилю: это был классицизм. Для архитектуры классицизма характерны строгость и равновесие. Центральная часть здания обычно выделена, она выдается вперед или подчеркнута архитектурными деталями. Множество колонн, как в античных храмах и портиках, создает у зрителя ощущение гармонии и устремленности ввысь. Но лепнина, волюты (завитки), скульптура используются в оформлении здания гораздо умеренней, по сравнению со стилем барокко.

Первыми преподавателями новой Академии художеств были приглашенные французы. Они утвердили в Академии традиции академизма, или академической живописи. Это значит, что преподавание велось по жанровым классам: был класс портрета, натюрморта, анималистики(изображения животных) и другие. Большие картины должны были писаться на исторические и легендарные сюжеты, изображать богов, героев, важных исторических лиц. Главным считался исторический жанр.

Постепенное освобождение от академизма началось в России с бунта четырнадцати молодых художников, которые отказались писать конкурсную работу на заданную им, но скучную тему. Это были талантливые выпускники, чьи имена впоследствии прославили русское искусство: Иван Николаевич Крамской, Алексей Иванович Корзухин и другие. Они сказали Совету Академии, что сами выберут тему для картины. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию и организовали «Товарищество передвижных выставок». Их так и стали называть: художники-передвижники, так как у них не было постоянного места для выставок. Они изображали на своих картинах русскую природу, повседневную жизнь обычных людей – то, что до них не было принято рисовать.

Постепенно Академия преображалась. Принцип свободы творчества в сочетании с блестящим мастерством дали России таких знаменитых художников как Василий Иванович Суриков, Виктор Михайлович Васнецов, Михаил Александрович Врубель и другие. Их творчество в последней четверти XIX века повлияло на все сферы искусства – музыку, театр, литературу, архитектуру, наложило отпечаток на облик нашего города. Например, мозаики Храма Спаса-на-Крови выполнены по эскизам Васнецова, Нестерова и других художников этого поколения.

После Октябрьской революции, когда Российское государство претерпело большие перемены, Академию художеств закрыли. Но открыли в этом здании свободные художественные классы для всех желающих.В 1944 году Академии художествбыло присвоено имяхудожника Ильи Ефимовича Репина.

Из Круглого зала мы проходим сначала налево, в Рафаэлевский зал, затем направо, в Тициановский зал. Эти залы называются в честь знаменитых итальянских художников, на стенах – копии их знаменитых фресок, например, «Афинская школа» Рафаэля Санти.

Это выставочные залы. Сейчас здесь проходит выставка работ преподавателей Академии, скульпторов, графиков и живописцев. Мы видим красочные полотна, изысканные рисунки, современную, но выполненную в лучших традициях классического искусства бронзовую и мраморную скульптуру.



Ученики Академии художеств до сих пор ездят в Италию на стажировку, это традиция. Но авторитет нашей Академии так велик, что поступать сюда приезжает множество иностранцев. Сейчас в Академии обучается 1200 студентов, среди них около 300 иностранцев, на факультетах живописи, архитектуры, искусствоведения.

Мы прошли в музей Российской Академии художеств,где представлены студенческие, учебные работы известных художников, картины которых можно увидеть в Русском музее – Репина, Шишкина, Брюллова, а также работы иностранных мастеров.



Мы поднялись на третий этаж, где Андрей Николаевич завел нас в одну из мастерских, где студенты рисовали человеческую фигуру с натуры. У студентов был перерыв, и они были готовы отвечать на наши вопросы, видя интерес школьников.

Затем мы побывали в залах, где хранятся макеты архитектурных сооружений Санкт-Петербурга, начиная с XVIIIвека. Мы увидели, как должна была выглядеть огромная колокольня Смольного собора, которая так и не была построена.

Мы узнали, что было несколько вариантов Исаакиевского собора, и эти макеты тоже предстали перед нами.

Мы увидели нарисованную панораму Невского проспекта XIXвека и эскизы Карла Ивановича Росси к интерьерам Александринского театра.

В здании есть домовая церковь Святой великомученицы Екатерины, которую мы и увидели, обойдя Академию по кругу по внутренним коридорам. Без домовой церкви в XVIIIXIXвеках ни одна значительная постройка, будь то дворец или государственное учреждение, не обходилась.

Затем мы спустились вниз, продолжая обходить здание по кругу, и Андрей Николаевич вывел нас в круглый внутренний двор, где находится памятник Ивану Ивановичу Шувалову, по чьей инициативе была основана Академия.



По четырем сторонам света находятся двери, надписи над которыми провозглашают, чему обучают в Академии: Архитектура, Скульптура, Живопись и Воспитание. Напоследок Андрей Николаевич проводил нас в помещение, где выставлены лучшие студенческие работы учащихся разных курсов. Это рисунки и наброски. Они будут отправлены в фонды Академии художеств и будут демонстрироваться будущим студентам как образцы.



Наша экскурсия подошла к концу, мы благодарим Андрея Николаевича и покидаем стены Академии. Это было захватывающее путешествие в мир искусства! Мы узнали о том, как в конце правления Елизаветы Петровны и начале правления Екатерины II эти императрицы и их сподвижники поддерживали русское искусство. Мы вспомнили об эпохе Петра I, и о том, что все важнейшие начинания в нашем городе зачастую имеют корни в его грандиозных замыслах и точных проектах. Мы познакомились с проректором Академии Художеств и узнали от него подробности истории этого учреждения. Мы побывали в уникальных уголках здания Академии, увидели множество вдохновляющих картин и рисунков.

 

ВНИМАНИЕ.Термины, выделенные в тексте жирным шрифтом, следует запомнить.

 

 


Возврат к списку