Частная начальная школа "Квадривиум"

Россия, город Санкт-Петербург, улица 8-я Советская, д. 58


ПРИЕМНАЯ

+7 (812) 274-70-16

Версия для слабовидящих
Версия сайта для слабовидящих

Цикл «Династия Романовых Санкт-Петербургу». Часть III. «Петербург 19 века». В рамках урока выезд к памятнику Александра III во дворе Мраморного Дворца


10 Марта 2016

 

10 марта третий класс школы «Квадривиум» отправился на небольшую экскурсию к Мраморному дворцу. Во внутреннем дворе этого дворца, за оградой, в стороне от дороги, вдали от шумных площадей и перекрестков нашел себе пристанище конный памятник императору Александру III. Судьба этого памятника была непростой.

Первоначально его установили на Знаменской площади. Как мы помним из материала предыдущих экскурсий, так раньше называлась площадь Восстания. На этих экскурсиях Лидия Юлиановна уделяла особое внимание развитию железнодорожного транспорта и промышленности в России во время правления Николая Iи Александра II. Здание Николаевского (нынче Московского) вокзала, Знаменская церковь и монументальная бронзовая скульптураАлександра III на коне, установленная на высоком постаменте из валаамского гранита, создавали архитектурный ансамбль Знаменской площади. Валаамский гранит – красивый и прочный гранит красного цвета, добываемый в каменоломне на Валааме, острове в северной части Ладожского озера.

На лицевой стороне постамента была выбита надпись: «Императору Александру III Державному основателю великаго сибирскаго пути». Общая высота памятника с постаментом составляла около 9 метров.

Открытие памятника 5 июня 1909 года было очень торжественным. По дороге Лидия Юлиановна демонстрирует ученикам буклет об этом монументе, с фотографиями, где видны часть оркестра и участники военного парада.

Изготовление и установка памятника былитехнологически сложными. Модель памятника была сделана из воска, фигуры коня и всадника отливали каждую отдельно, выплавляя воск из глиняной формы и заливая туда расплавленную бронзу. Затем форму разбивали, фигуры полировали и соединяли получившиеся части. Этот метод литья называется «метод потерянного воска». Сооружение пьедестала было равноценно подготовке фундамента здания: грунт в центре площади был снят почти до уровня подземных вод, в рыхлую почву забили 334 сваи, залили основание будущего памятника особо прочным цементом и уложили в 9 рядов бетонные плиты. Инженеры того времени писали, что крепость фундамента была такова, что на нем можно было воздвигнуть Эйфелеву башню.

Заказчиками памятника были император Николай II и члены царской семьи. На конкурсе проектов монумента победил итальянский скульптор Паоло Трубецкой, работавший в России в 1897—1906 годах. Модель скульптуры выполнялась в Петербурге. В подготовительной стадии Трубецким были созданы восемь небольших по размеру моделей, четыре в натуральную величину и две в масштабе самого памятника.

Памятник существенно отличался от многих официальных царских монументов: скульптор был далёк от идеализации, от стремления к парадности. Александр III изображен в мешковатой одежде, грузно сидящим на тяжёлом коне, что не соответствует общепринятым представлениям об императорах.Паоло Трубецкой утверждал, что «портрет не должен быть копией. В глине или на полотне я передаю идею данного человека, то общее, характерное, что вижу в нём». Николаю II памятник категорически не понравился, и он собирался отправить его в Сибирь, в Иркутск, «подальше от оскорблённых сыновьих глаз», а в столице воздвигнуть другой. Но вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, которой скульптура показалась очень выразительной, переубедила сына. Ещё до открытия монумента скульптор почувствовал недоброжелательное отношение со стороны многих членов царской фамилии и высших чиновников. Тогдашний министр финансов, Сергей Юльевич Витте вспоминает, что скульптор даже не получил своевременно приглашения на торжественное открытие памятника и приехал в Петербург позднее.

Лилия Юлиановна прерывает свой рассказ: наш автобус остановился – мы прибыли. Выходим на тротуар напротив Мраморного дворца, переходим дорогу, и вот мы стоим на внутреннем дворе, и над нами нависает огромный конь с тяжелым седоком. В одежде всадника нет ничего, что позволило бы определить, что это русский император – только портретное сходство говорит нам, что это Александр III. Царь одет очень просто – не в латы, мундир или мантию, а в сапоги, шаровары, просторную рубаху. На голове не лавровый венок и не корона, а шапка, на левом боку ничем не украшенная сабля. Но сам дух монумента, его выразительная сила и мощь очень красноречивы.

Тем не менее, всякий, кто посмотрит на памятник сейчас, согласится, что он производит совершенно иное впечатление, чем то, которое производил, стоя на площади, на огромном постаменте.

Современники, которые присутствовали на открытии памятника и оставили воспоминания об этом событии, были поражены. Они увидели в этой скульптуре метафору – изображение России в образе коня, которая придавлена мощным всадником. Конь упирается, как будто не хочет дальше идти, а самодержец то ли понукает его, то ли все туже натягивает поводья. Как заметил писатель Василий Розанов: «Конь уперся… Голова упрямая и глупая… «Дайте реформу, без этого не шевельнусь» – «Будет тебе реформа!»… Хвоста нет – хвост отъеден у этой умницы… Громадное туловище с бочищами, с брюшищем, каких решительно ни у одной лошади нет… Конь, очевидно, не понимает Всадника… С другой стороны, видя, что конь хрипит, всадник принимает его за помешанную, совершенно дикую и опасную лошадь, на которой если нельзя ехать, то хоть следует стоять безопасно и неподвижно».

 Чем объяснить такие ассоциации? Дело в том, что Александр IIIпроводил очень консервативную политику – это значит, никаких перемен: держаться за старое, надежное, проверенное. В его правление Россия не участвовала в войнах, за это его называют Царем-миротворцем. После правления Александра II, которого по размаху проводимых им реформ сравнивают с Петром Великим, и который был убит тайной организацией «Народная воля», консервативная политическая позиция была более чем оправдана. Но, как мы видим, народ остается недоволен как в том, так и в другом случае. Художники и писатели, наблюдавшие открытие памятника, очень точно выразили чувство, которое витало в воздухе: напряжение и непонимание между правительством и народом росло. Монумент был воздвигнут уже во время царствования последнего русского императора Николая II, который был сыном Александра IIIи внуком Александра II. Николай II чрезвычайно почитал своего отца и также придерживался консервативной политики. Но при этом в его правление страна принимала участие в войнах – сначала в Русско-Японской, затем в Первой Мировой. Эти испытания тяжелым бременем легли на страну, и недовольство простых граждан усиливалось. Близились грозные революционные события. А революция – это смена существующего государственного строя и всегда серьезный надлом устоявшегося течения истории.

ПослеОктябрьской революции, когда императорская династия Романовых утратила власть, памятник Александру IIIдемонтировали (убрали с его места), но не сразу. В 1927 году, к десятилетию революции, его использовали для праздничного оформления площади: он был заключен в металлическую клетку, а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо, и две мачты, на которых были подвешены серп и молот и надпись «СССР» (Союз Советских Социалистических республик – название нашей страны в период после Октябрьской революции вплоть до 1991 года).

В 1937 году памятник сняли с постамента и перенесли в запасники Русского музея. Во время блокады скульптуру защитили от бомб и обстрелов мешками с песком. В 1950 году гранитный пьедестал был разделен на части, которые использовали при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову. В 1953 году монумент был перенесён во внутренний двор Русского музея. В 1994 году конная статуя Александра III, уже без постамента, была установлена перед входом в Мраморный дворец, где находится и по сей день.

Находясь возле входа в Мраморный дворец, естественно заглянуть внутрь, что мы и сделали. Мы вошли в фойе и на стене напротив дверей увидели потрет архитектораАнтонио Ринальди. Дворец строился в 1768-1785 годах и предназначался для государственного деятеля времен Екатерины Великой – Григория Григорьевича Орлова. Это первое здание в Петербурге, фасады которого облицованы естественным камнем, причем Ринальди использовал разные сорта мрамора. В XIXвеке этот дворец был родовым домом великих князей из династии Романовых. Сейчас это один из филиалов Русского музея.

Лидия Юлиановна упомянула, что на всех зданиях, построенных Антонио Ринальди, есть его знак, как бы подпись на картине художника – стилизованный цветок определенной формы. Мы попытались найти его в интерьерах, но, поскольку дальше холла мы не прошли, найти его нам не удалось. Мы покинули дворец, обошли на прощание вокруг памятника императору Александру III и направились в автобус – пора было возвращаться в школу.

 

 


Возврат к списку