Частная начальная школа "Квадривиум"

Россия, город Санкт-Петербург, улица 8-я Советская, д. 58


ПРИЕМНАЯ

+7 (812) 274-70-16

Версия для слабовидящих
Версия сайта для слабовидящих

Цикл «Культура и быт Петербурга». Тема: Литературный Петербург. Пешеходная мини-экскурсия по Пушкинской улице. Памятник А.С. Пушкину с посещением спектакля «Всадник сuprum» театра «Кукольный формат» на Пушкинской улице по поэме «Медный всадник».


18 Марта 2016

18 марта четвертый класс отправился на вечернюю экскурсию прямо из школы. Нас ждет небольшая экскурсия по одной из красивейших улиц исторического центра Петербурга, а потом поход на захватывающий спектакль.

Мы встретились с Лидией Юлиановной на Пушкинской улице возле памятника Пушкину.Название улицы и ее историческая застройка сохранились до настоящего времени с конца XIXвека. Но современный облик этого уголка города складывался долго и трудно.

На плане1776 годаобозначена Песчаная улица, пролегавшая приблизительно на месте существующей сейчас Пушкинской улицы. Начиналась она от Невского проспекта и заканчивалась тупиком заЛиговским переулком. Название связано с характером местности.Позже название изменилось на «Песочная улица». Еще во второй половине XIXвека здесь были разбиты огороды, кареты и экипажи по Песочной улице не ездили. Тем не менее, на этой улице уже было городское освещение, и однажды фонарщику, который зажигал здесь фонари, пришлось повстречаться с настоящим волком. Местность была дикая, практически за чертой города, несмотря на то, что рядом пролегал Невский проспект и уже был построен Николаевский (будущий Московский) вокзал. Новый проезд возник в1874 году. 7 марта1880 года официально утверждено названиеКомпанейская улица, связанное с тем, что улица была устроена компанией нескольких лиц.Участки вдоль нее выкупили состоятельные люди, которые образовали компании, и начали застраивать эту улицу доходными домами.Как мы помним, доходный дом – это дом, квартиры, комнаты и углы в котором сдаются внаем, в то время как сам владелец живет в другом месте. Доходные дома на этой улице создавал в основном архитектор Павел Юльевич Сюзор. Это выдающийся представитель архитектуры стиля модерн в Петербурге.Узнаваемой особенностью многих домов Сюзора является эркер, хотя эта деталь характерна также в целом для архитектуры ПетербургаXIXвека.


Эркер – выступающая за плоскость фасада часть помещения, начиная со второго этажа (без несущих стен). Он выглядит как балкон с толстыми стенами, но по сути это часть здания, внутреннее помещение, вынесенное наружу. Эркеры могут быть как одно-, так и многоэтажными,круглой, прямоугольной или многогранной формы. Эркер позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещенность. Для петербургского климата эркеры очень подходят, так как можно любоваться видом, не выходя на холодный балкон. Встречаются также эркерные башенки, которые выступают над главным карнизом здания
.

Доходные дома на Компанейской улице были очень выгодны для владельцев и удобны для жильцов – рядом проходит главная улица города, вокзал, с которого можно уехать по делам или на гастроли… Неудивительно, что в этих домах снимали квартиры многие знаменитые певцы и музыканты: Петр Ильич Чайковский, Федор Иванович Шаляпин и другие.

В 1884 году в центре улицы был установлен памятник Александру Сергеевичу Пушкину работы скульптора Александра Михайловича Опекушина. Вокруг образовался сквер. Что примечательно, это первый памятник, который был воздвигнут в нашем городе в честь великого поэта. Скульптуры на площади Искусств и в Царском Селе появились позже. С появлением этого памятника название улицы перестало подходить ей, и император Александр IIIповелелпереименовать Компанейскую улицу в Пушкинскую.

Лидия Юлиановна рассказала, как в 1937 годудети спасли памятник Пушкину. После Октябрьской революции, как мы помним, городские власти часто принимали решения о сносе памятников периода царской России. Церкви разбирали и взрывали, поскольку религию заменила идеология. В этом отношении очень показательна судьба памятника Александру III, который находился на Знаменской площади, а сейчас стоит во дворе Мраморного дворца.Когда было принято сносить «памятники царизму», с энтузиазмом принялись было и за памятники деятелям культуры, но дело было не только в этом. Улицу хотели расширить, чтобы по ней могло проезжать больше транспорта. В какой-то момент это казалось удобным с точки зрения организации дорожного движения, но улица бы утратила свое очарование и неповторимый облик.

Но история распорядилась иначе. В доходном доме неподалеку был детский садик и дети под присмотром воспитателей часто гуляли в маленьком сквере на Пушкинской улице. Конечно, им уже были знакомы сказки Пушкина и они успели «подружиться» с поэтом. Когда приехал экскаватор, чтобы срыть памятник, дети как раз находились неподалеку. Когда им объяснили, что Пушкина хотят убрать, они возмутились: «Это же наш Пушкин!». Встали, взявшись за руки, вокруг памятника. Бригадиру ничего не оставалось, как позвонить начальству и сказать, что дети не дают снести памятник. Власти подумали и пересмотрели свое решение. И вот бронзовый Пушкин до сих пор стоит на Пушкинской улице.

Мы прошли мимо дома, где жил Шаляпин, полюбовались узорными необычными эркерами и витыми столбиками и направились под арку. В дворовом флигеле в первом дворе Пушкинской улицы находится театр КУКФО, или«Кукольный формат». Он существует с 2003 года и славится необычными кукольными спектаклями.

Сегодня мы побываем на спектакле-фантазии по мотивам поэмы Пушкина «Медный всадник». Это динамичная интерпретация классического произведения, где смешиваются эпохи, стили, разные образы и настроения.Сочетание юмора и грусти, шуток и пронзительного психологизма создает потрясающую лирическую атмосферу.Куклы очень живые и узнаваемые: ПетрI, его сподвижник Меншиков, сам Пушкин. Символичны и условны, но не менее колоритны персонажи придуманные – финская колдунья, девушка по имени Нева, бледный и несчастный Евгений, «ни зверь, ни человек, ни житель света, ни призрак мертвый», персонаж «Медного всадника».Это спектакль, где много воды, тумана: с воздушными, водными и световыми эффектами играют очень выразительно, передавая облик романтического, мистического, очарованного города. Может быть, для кукольного спектакля это определение покажется странным, но наводнение показано очень грозно и реалистично. Несмотря на торжество стихии и печальные нотки финала, спектакль не кажется мрачным, потому что вначале была любовь. И спектакль отвечает на вопрос, который, вероятно, задает себе каждый человек, влюбленный в Петербург – почему и как, каким невероятным образом этот прекрасный город возник в таких сложных обстоятельствах, когда и люди, и природа – всё было против.

Четвероклассники выходят из зрительного зала впечатленные и оживленно делятся своими переживаниями с родными и друг с другом. Испытав много самых разнообразных эмоций, сегодня мы получили подробное представление о Пушкинской улице и познакомились с еще одной гранью творческой театральной жизни нашего многоликого города.

 


Возврат к списку