Частная начальная школа "Квадривиум"

Россия, город Санкт-Петербург, улица 8-я Советская, д. 58


ПРИЕМНАЯ

+7 (812) 274-70-16

Версия для слабовидящих
Версия сайта для слабовидящих

Цикл «Династия Романовых Санкт-Петербургу». Часть II. «18 век. Женщины на российском престоле». Экскурсия «Руками мастера». Большой Дворец в Петергофе. Интерактивное занятие о тайнах создания интерьеров в стиле барокко (предмет: петербурговедение).


5 Марта 2016

5 марта мы отправились в Петергоф. Второклассникам «Квадривиума» сегодня там интересны два объекта: новый музей-аттракцион «Государевы потехи» и Большой дворец – основное здание дворцово-паркового ансамбля. Для начала Лидия Юлиановна предлагает ученикам настроиться и вспомнить, как и для чего был основан Петергоф.

Мы помним о беззаветной любви Петра I к морю и кораблям, а также знаем его практический и разумный подход ко всякому делу. Морская торговля и сильный флот были необходимы России для того, чтобы государство богатело и расцветало, и могло защитить себя. Сейчас наш автобус как раз следует мимо Адмиралтейства. Как мы знаем из материала предыдущих экскурсий, это была верфь, где строили корабли. Это было первое производство в Петербурге, основанное в 1704 году. С арабского «адмирал» переводится как «владыка морей». Арабы были искусными мореплавателями и путешественниками (сказка «Синдбад-мореход» появилась не просто так!), и это слово было заимствовано во многие языки. Поэтому чин адмирала и название морского ведомства – Адмиралтейства – в разных странах звучат похоже.

Осваивая земли вокруг Петербурга, Петр строил вдоль берега Финского залива «путевые дворы» и пристани для кораблей. Впервые Петергоф упоминается в походном журнале Петра I в 1705 году как «путевая светлица». Это была удобная пристань для переезда на остров Котлин. Отсюда перевозили на остров строительные материалы для крепостей Кроншлот и Кронштадт.

В 1714 Петергофбыл задуман Петром I в нынешнем виде как императорская морская резиденция.На берегу до сих пор сохранился закладной камень, положенный императором. В переводе с немецкого Peterhof — Петров двор, «гоф» (“hof”) означает «двор»: в течение XVIIIвека появились еще Екатерингоф, Анненгоф, Елизаветгоф, потому что каждый правитель стремился создать для себя особую резиденцию. В Петергофе в течение нескольких лет были выстроены дворцы Монплезир, Марли и другие, заложен Большой дворец. Место было удобным, мимо него проходили торговые корабли, и на все постройки открывался красивый вид с моря. Это была парадная резиденция. Таким образом Петр стремился показать европейцам благополучие Российской империи и оказать гостеприимный прием.

Побывав в Европе, Петр I загорелся идеей создать парк со множеством фонтанов, наподобие Версаля. Местность оказалась очень подходящей для такого проекта.На Ропшинских высотах, неподалеку от будущего Петергофа, были обнаружены водные источники.

Для снабжения фонтанов был построен специальный водовод длиной 40 км. На протяжении этого водовода расположено 18 прудов-хранилищ. Вода идет в фонтаны самотеком, из верхних прудов в нижние, а оттуда – в трубы фонтанов. Поскольку нет необходимости искусственно накачивать воду в резервуары, фонтаны могут работать все теплое время года, в то время как в Версале, который вдохновил Петра, фонтаны включают редко: только по выходным.

В 1709 году, 27 июня, состоялось Полтавское сражение, в котором русская армия под командованием Петра I разгромила шведов.По церковному календарю это день Святого Самсона Странноприимца. В честь этой победы была заложена Сампсониевская церковь, а Карло Бартоломео Растрелли спроектировал фонтан «Самсон» в Петергофе. Поскольку на гербе Швеции изображены львы, то библейский герой Самсон, разрывающий пасть льву, символизирует Полтавскую победу.

 

Большой дворец в Петергофе

Мы приехали, наш автобус останавливается, заходим в парк. Ровные аллеи с сонными зимними деревьями встречают нас тихо и доброжелательно.

Мы заходим во дворец. Нас встречает экскурсовод и начинает подробный рассказ о том, какхудожники, архитекторы, лепщики и другие мастера украшали место, где мы сейчас находимся, как создается такая красота.

Петр I сам выбрал место для дворца, чтобы его было хорошо видно с моря. Экскурсовод показывает нам макет, на котором видно, как дворец выглядел  изначально.Во времена Петра он хотя и стоял на возвышении, был заметен издалека, но был не очень большим и относительно скромно украшен, так как Петр не любил роскошь.А вот Елизавета Петровна, дочь ПетраI, напротив, любила. Особенно ей был по душе стиль барокко с его пышностью, позолотой и множеством завитушек.

В середине XVIII века главный архитектор Петербурга того времени ФранческоБартоломео Растрелли по указу Елизаветы Петровны перестроил дворец. Была увеличена центральная часть дворца и пристроены два боковых флигеля, соединенные галереями с Церковным и Гербовым корпусами. Церковный корпус и корпус под гербом были построены так, чтобы зрительно уравновешивать друг друга.


– Скажите, ребята, как называется человек, который проектирует и строит дворцы и дома?

– Архитектор!

– А еще? Какое исконно русское слово есть для этой профессии? На Руси таких мастеров называли зодчими или еще палатных дел мастерами. Потому что палатами, а не дворцами, тогда называли жилища царей. Говорили «каменные палаты», «у него богатые палаты».

– Кикины палаты! – вспоминают ребята.

Мы находимся возле макета дворца, и экскурсовод достает «волшебный сундучок», откуда извлекает и показывает ребятам инструменты, которыми пользуется архитектор. Это в первую очередь чертежные инструменты: циркуль, обычный и «козья ножка», в который вставляется карандаш, транспортир, линейка.

Затем мы поднимаемся по парадной лестнице и оказываемся в танцевальном зале с прекрасным видом из окна. Танцевальный зал был большим, так как Елизавета Петровна очень любила маскарады и балы (это мы прекрасно помним с прошлой экскурсии,«В гостях у Елизаветы Петровны» когда нам удалось потанцевать на балу XVIII века). Плафон на потолке изображает Аполлона в окружении муз. На стенах вьется золоченая резьба, обрамляя проемы окон, дверей, зеркала и настенные светильники.

Экскурсовод достает очередную интригующую коробку. В ней находятся куски резьбы и инструменты резчика– мастера, который украшает резьбой интерьер и мебель. Чаще всего вырезают украшения из липы и березы – прочных, но все-таки достаточно податливых пород дерева. Мы потрогали, передавая из рук в руки стамеску, липовую щечку Амура, и другие инструменты и детали.

Мы проходим в Чесменский зал. Это помещение посвящено победе русского флота в Чесменском сражении с турецким флотом в 1770 году. Екатерина II, императрица, которая в это время правила Россией, приказала увековечить это событие. В Большом Петергофском дворце был создан зал славы русского флота. Стены украшены гипсовой лепниной, изображающей предметы воинской доблести – щиты, шлемы, мечи, доспехи. На панелях (плоских участках стены) изображены картины морского боя. На пилястрах помещены дельфины, они символизируют спокойное море, а также души моряков, погибших в сражении.

И в этом зале речь заходит о таком способе украшения интерьеров, как лепнина.

 – Из чего можно лепить? – спрашивает он.

Ученики перечисляют: воск, пластилин, глина, снег, песок, фарш, тесто… фантазии нет предела.

– А для интерьера? Чтобы украсить комнату, из чего лучше всего лепить? Из гипса, конечно. Он способен принять любую форму, но при этом не растает, как снег и не рассыплется как песок… его можно только расколоть. В общем, у гипса масса преимуществ, и он применяется не только в архитектуре.

В пример экскурсовод приводит гипс, который накладывают на сломанную ногу или руку. Художник показывает нам материалы для лепки – сухой гипс в мешочке, формы, отливку.Тот, кто создает лепнину, называется лепных дел мастер или лепщик.

– Но ведь скульптор лепит скульптуры? – спрашивают ребята.

Экскурсовод отвечает, что скульптор придумывает, как выглядит скульптура. Она может ее вылепить, а может выточить из мрамора, или из другого камня, может отлить из металла. В старину архитектор занимался тем, что придумывал и лепнину, и резьбу и другие украшения интерьера, а мастера – резчики, лепщики, каменщики – воплощали его проект.

Следующий зал, в котором мы оказались, огромный – это Тронный зал Большого дворца. Мы усаживаемся на наборный паркет из разных пород дерева и по кругу называем известные нам деревья. Экскурсовод сообщает нам различные забавные факты: например, паркетные дощечки раньше клеили на рыбий клей (его варили из рыбьих костей). А слово «паркет» первоначально означало цветочную клумбу. Наиболее популярным материалом для паркета был дуб, поскольку это дерево отличается прочностью. Трон также сделан из дуба, подлокотники вырезаны в виде грифонов – они символизируют власть и одновременно охраняют правителя.

За тронным залом находится аудиенц-зал. Сюда император или императрица могли пройти с кем-то из приближенных или дипломатов, если им нужно было поговорить наедине, без посторонних. Такая уединенная беседа с высокопоставленным лицом называется аудиенция.

Здесь учеников рассаживают в тесный кружок и знакомят с тем, как создается позолота. Мастер-позолотчик покрывает золотом резьбу, которую выполнил резчик, и она становится богатой, достойной дворца. Но сначала поверхность дерева надо подготовить, чтобы потратить меньше золота, для этого ее покрывали специальным грунтом.

Экскурсовод показывает нам инструменты и материалы для золочения – золотарную подушку, шкурку, которой разглаживают, кисточку, которой наносят, и, наконец, само сусальное золото, золотую фольгу в 10 раз тоньше волосинки. Из одного грамма сусального золота можно вытянуть нить длиной 2.5 км.

Следующая комната – столовая, оформлена в стиле классицизма. Эта комната создавалась уже при Екатерине II, которая больше любила строгий классический стиль, чем пышное барокко: об этом свидетельствуют холодный тон стен, белый и светло-зеленый, сдержанная гипсовая лепнина с греческими мотивам, скромные пилястры без излишних украшений. На столе мы видим фаянсовый сервиз (фаянс – как и фарфор, это разновидность керамики), относящийся к шестидесятым годам XVIII века, началу царствования  Екатерины II. В углу комнаты стоит длинная палка с колпачком на конце. Экскурсовод просит учеников предположить, что это. Мы догадались, что, оказывается, это гасильник – для свечей. С его помощью можно было как поджечь свечу на люстре, так и погасить ее, и экскурсовод демонстрирует нам, как это делается.

И вот мы попадаем в Портретный зал. Он производит сильное впечатление. Итальянский художник XVIII века ПьетроРотари, работавший в конце жизни в России, написал для этого зала 368 картин. В основном это портреты молодых женщин и девушек: они дремлют, обмахиваются веером, читают, кокетливо смотрят на зрителя. Поразительные, живые, разнообразные характеры переданы на полотнах, и абсолютно все стены скрыты под этими картинами. Такой принцип размещения картин называется шпалерная развеска, при нем изображения закрывают всю поверхность стены, подобно ковру-шпалере.

Экскурсовод достает очередную волшебную коробку и просит школьников вспомнить, какие жанры живописи им известны. Они перечисляют: марина, баталия, портрет, натюрморт, пейзаж… А внутри коробки оказываются предметы, отвечающие на другой вопрос: какими инструментами пользуется художник? На свет были извлечены и акварель, и тюбики масляных красок, и пастельные мелки, и кисти. Необходимы еще мольберт и палитра, но они в коробку не поместились.

Это была не просто экскурсия, а вдохновляющее, творческое путешествие. Мы ни капли не устали, но пришла пора покидать дворец. Экскурсовод прощается с нами, и мы возвращаемся на первый этаж.

Мы выходим из дворца на площадку, останавливаемся: нас словно приглашают спуститься вниз, в парк, торжественно широкие ступени мраморной лестницы. Скупой свет солнца пробивается сквозь облака и играет на золотых мышцах могучей фигуры Самсона. Фонтаны еще не работают, но аккуратные дорожки, ухоженные деревья, бережно закрытые скульптуры – все говорит о заботе и внимании людей к этому памятнику садово-паркового искусства.

Холодный ветер с залива не дает нам долго наслаждаться видом: треплет выбившиеся из-под шапок пряди, забирается под куртки…  И мы продолжаем наш путь.

 

«Государевы потехи»

В скромном павильоне слева от Большого дворца располагается музей-аттракцион «Государевы потехи». Здесь мы отправились по уютным залам с необычными экспонатами.

Начинается наше путешествие с настоящего погружения в атмосферу:дует приятный морской бриз, шевелит волосы, касается щек, слышен плеск волн. Мы поднимаемся по трапу на палубу и заглядываем в кают-компанию.

Мы находимся на небольшом парусном судне, которое по-русски называется забавно: «шнява», от голландского Snauw. Шнява могла быть как торговым, так и военным кораблем. Шнява Петра I называлась «Мункер» (от французского mon coeur — «моё сердце»), принимала участие в морских сражениях Северной войны. В кают-компании (на экране) появляется изображение Петра, звучит голос, который рассказывает о событиях Северной войны и основании Петербурга и Петергофа.

В этой же комнате рядом со сходнями (сходни – доски, ведущие с корабля на берег) выставлены парадный костюм и шкиперская куртка Петра I.

Когда мы сошлис корабля, ученики окружили стоящий в углу пюпитр. На нем лежит большая книга, на которой по мере перелистывания страниц изображения появляются сами, в технике волшебного фонаря: мы рассматриваем возникающие картинки Версаля, фонтанов, дворцов: Монплезир (в переводе с французского «мое удовольствие»), Марли… На протяжении своей жизни Петр I посетил 70 городов за границей и 130 в России – он был настоящий путешественник. До него русские цари не выезжали за границу, по крайней мере с дипломатическим визитом. Опыт посещения европейских столиц дал Петру образец того, как должен выглядеть его «Парадиз»: новая столица, Санкт-Петербург, и окружающие его резиденции. 

Следующее помещение представляет собой часть театрального интерьера XVIIXVIIIвеков, с уменьшенным макетом сцены и декораций. В витринах  движутся куклы в пышных костюмах XVIIIвека. Экскурсовод нажимает кнопку, начинает звучать музыка, и на сцене разыгрывается фрагмент из старинной оперы «Психея».



Мы проходим в следующий маленький зал, где под стеклянным колпаком действует уменьшенная копия одного из Римских фонтанов Петергофа. Здесь нам рассказали немного о том, как строились фонтаны. В XIXвеке их отремонтировали, да так хорошо, что 70% труб до сих пор не потребовали замены. Пять с половиной месяцев в году работают фонтаны Петергофа.Когда все они включены одновременно, через них проходит около 1000 литров воды в секунду. Петергоф – действительно уникальный парковый комплекс по количеству и мощности сооруженных в нем фонтанов.


В другой комнате мы увидели фотографии и модели домиков Бабигона. Бабигон – это переиначенное на русский лад шведское название«попов холм». Находится это любопытное место на холме над Петергофом. Именно отсюда берут начало воды, питающие фонтаны в нижнем парке. Местность эта застраивалась в XIXвеке, в правление Николая I. Император хотел, чтобы это был райский уголок, идеально подходящий для отдыха. Он поручил Александру Павловичу Кожевникову, который былхудожником и одновременно чиновником, создать проект сельской местности, с образцовыми деревенскими домиками, уютный и комфортный.

Мы видим модель сельского дома, который был загородной резиденцией императора Николая I. За стеклом – сам дом и миниатюрные копии всей посуды, мебели и домашней утвари, которая в нем была. Большая часть павильонов, беседок и домиков, простроенных при Николае I, погибла во время Великой Отечественной войны, зато сохранились макеты.

В последнем зале нам продемонстрировали на макете, как проходили праздники в Петергофе. Ведь эта резиденция была не только местом, где проходили балы и парадные обеды, где встречали дипломатов, иностранных послов, но и местом народных гуляний. Поскольку Петербург уже тогда был многонациональным городом, на праздники допускали людей в чистой одежде, независимо от сословия и «состояния», то есть чина, профессии, дохода. В витринах представлены костюмы разных сословий и народов.

Нам напоминают, что электрического освещения тогда не было: вдоль дорожек устанавливали светильники с конопляным маслом. На одном из праздников было сожжено 120 тысячтаких светильников. В зале приглушили свет, на макете зажглись огни, в небе над дворцом расцвели фейерверки, загремела музыка. Все восхищенно наблюдали за действом.

Далее нашу группу провели в Велосипедную комнату. Здесь нам рассказали о том, как в России появились первые велосипеды. Когда велосипеды только изобрели, они были не такими удобными, и конечно, были не так распространены, как сейчас. Велосипедная езда считалась спортом. В конце XIX века были возобновлены Олимпийские игры,и велосипедные гонки в числе первых видов спорта были включены в программу состязаний.

Велосипеды были очень дорогими, и их могли себе позволить лишь состоятельные люди.В комнате музея мы увидели велосипед, на котором ездил император Александр II. Также здесь выставлены велосипеды различных необычных конструкций, например, велосипед «Тандем»: на нем нужно было ездить вдвоем и крутить педали одновременно, причем первой сидела дама.

В основном велосипедисты катались в парках, по специально проложенным для них дорожкам. Но все равно нужно было защищать обувь, одежду, а также лицо и руки от дорожной пыли и грязи. К велосипеду полагался специальный спортивный костюм: гамаши (чехлы для защиты обуви и щиколоток, надевались поверх ботинок), очки, перчатки, широкий пояс с кармашками. В одной из витрин выставлен такой дамский костюм: в юбке неудобно ездить на велосипеде, поэтому для женщин шили широкие брюки, напоминающие юбку.Но все равно это был очень смелый и прогрессивный наряд!

Также в этой комнате выставлены велосипеды, которые прозвали Паук и Кенгуру– за их форму.

Еще велосипеды имели общее нелестное прозвище «костотряс». Легко догадаться, почему, если внимательно взглянуть на эти… конструкции – шин-то у них не было! Обод колеса был обит полосовым железом. Поэтому на всех камнях, кочках и рытвинах велосипед неприятно подскакивал, причиняя ездоку нешуточные неудобства. Первые шины появились в Англии. Патент на изобретение получил английский врач Джон Данлоп. Он пришёл к идее создания шины, наблюдая,как его маленький сынишка пытается кататься на велосипеде тогдашней конструкции по мостовой, вымощенной булыжником. Отцовское сердце не выдержало этого зрелища, и он придумал натянуть на обод колеса резиновый шланг для поливки цветов в саду. Первоначально этот шланг наполняли водой, потом додумались накачивать воздухом. И поныне существуют шины для автомобилей Данлоп, одним из основателей этой фирмы и был Джон Данлоп.

Мы поучаствовали в «Государевых потехах», прощаемся с экскурсоводом и направляемся к выходу.Мы покидаем Петергоф, но, конечно, мы еще не раз сюда возвратимся – любоваться его природной красотой и уникальными инженерными и архитектурными сооружениями, созданными руками мастеров, о труду которых мы сегодня столько узнали.

 

ВНИМАНИЕ. Термины, выделенные в тексте жирным шрифтом, следует запомнить.

 

 

 


Возврат к списку