Частная начальная школа "Квадривиум"

Россия, город Санкт-Петербург, улица 8-я Советская, д. 58


ПРИЕМНАЯ

+7 (812) 274-70-16

Версия для слабовидящих
Версия сайта для слабовидящих

Цикл «Азбука Петербурга». «Город музеев». Музей на выбор. Музей «Русский Левша» (предмет: петербурговедение).


12 Марта 2016

12 марта первоклассники школы «Квадривиум» посетили необыкновенный музей, который они выбрали сами. У него интригующее название – «Русский Левша». Первоначально это был не музей, а выставка микроминиатюры в Петропавловской крепости, но желающих увидеть уникальные произведения искусства было так много, что создатели музея открыли специальное помещение на углу улиц Итальянской и Караванной. Туда мы и направляемся сегодня.

Наш автобус остановился на Итальянской улице, в окна нам прекрасно видна Манежная площадь, и Лидия Юлиановна рассказывает нам историю этого места. Улица Итальянская получила свое название вовсе не потому, что здесь жили итальянцы. На противоположном берегу Фонтанки в XVIIIвеке стоял деревянный дворец в итальянском вкусе, которыйпринадлежал Екатерине I, жене Петра I. К нему вела дорога, которая упиралась в реку Фонтанку, моста тогда не было, но все равно улицу назвали в честь дворца – Итальянской.

Площадь была названа Манежной, потому что здесь располагался императорский манеж, где упражнялись в верховой езде. В начале XXвека в центре Манежной площади открыли памятник великому князю Николаю Николаевичу, третьему сыну императора Николая I. Памятник был конный, и он красиво подчеркивал назначение зданий на площади. После революции этот памятник снесли, и долгое время здесь находился просто сквер.

 – Почему Николай Николаевич, памятник которому стоял здесь, не просто князь, а великий князь? – спрашивает Лидия Юлиановна.

 – Потому что он сын императора. У них был такой титул – великий князь, – правильно отвечают дети.

К трёхсотлетию Санкт-Петербурга в мае—июне 2003 года на Манежной площади и Итальянской улице был проведён фестиваль «Италия на Итальянской». Вовремя этого праздника в сквере в центре площади были открыты памятники – бюсты архитекторов, итальянцев по происхождению, которые внесли значительный вклад в формирование облика Петербурга. Этомастера Бартоломео Франческо Растрелли, Джакомо Кваренги, Карл Росси, АнтониоРинальди. Бюсты были подарены городу итальянским правительством и городом Миланом.

Итальянскую улицу пересекает улица Караванная. У нее тоже интересная история. По обеим сторонам этой дороги, будущей улицы, в XVIII веке находился Слоновый двор с площадкой для выгула слонов на берегу Фонтанки, слоновыми амбарами. Откуда в Санкт-Петербурге появился целый слоновый двор? Дело в том, что персидский шах подарил императрице Анне Иоанновне 14 слонов. А животные это крупные, им надо гулять, двигаться. Вот их и водили по этой улице туда-сюда, подобно каравану. Так улица стала называться Караванной.

Мы заходим в музей, где нам предстоит узнать, что такое микроминиатюра, как можно писать картины нефтью, и множество других интересных вещей.

Музей небольшой – несколько комнат, соединенных коридором. Но он весь наполнен необыкновенными вещами. Для начала первоклассники уселись за стол, на котором, накрытые стеклянными футлярами, находятся макеты старинных русских храмов – памятников деревянного зодчества. На изготовление одного такого макета уходит от нескольких месяцев до года. Это очень тонкая работа.



Экскурсовод рассказывает нам о том, что нам предстоит увидеть. Музей был открыт организацией под названием «Международная Гильдия Мастеров». Эта организация объединяет людей, которые занимаются каким-либо необычным творчеством. Название музею было дано по рассказу Николая Лескова «Левша» о том, как русский мастер подковал английскую механическую блоху. Основой экспозиции музея являются микроминиатюры работы мастера Владимира Михайловича Анискин, физика из Новосибирска. Микроминиатюра – это его хобби. Первую микроминиатюру он создал в подарок маме на день рождения.

Что же такое микроминиатюра?

Это искусство появилось в 40-е годы 20 века.Хотя во все времена в разных странах были такие мастера, которые обладали острым зрением и могли делать очень тонкую работу. Например, в Древнем Китае и Японии была распространена гравировка на срезе рисового зерна. На половинку рисового зернышка наносили изображение либо текст.

Произведения микроминатюры можно разглядеть только под микроскопом, либо под сильным увеличительным стеклом. Микроминиатюры художник создает между ударами сердца, чтобы не дрогнула рука.


Есть несколько традиционных работ, которые обязательно должен выполнить начинающий микроминиатюрист, это своего рода тест на мастерство. Это подкованная блоха – дань уважение Левше, караван верблюдов внутри игольного ушка и надпись на срезе человеческого волоса.

После вступительного слова экскурсовода мы, как настоящие исследователи, рассредоточились по залу и начали разглядывать экспонаты, зарытые стеклянными футлярами с вмонтированными в них микроскопами и подсветкой.

Мы увидели подкованную блоху, автографы космонавтов на срезе рисового зернышка и розочку, собранную из мельчайших частиц краски внутри отполированного человеческого волоса. Волос полируют пастами из алмазного порошка и он становится прозрачный, как стекло. Мы узнали Чебурашку с крокодилом Геной, стоящих на срезе макового зерна. Все эти произведения искусства создаются под сильными микроскопами с помощью инструментов, которые тоньше швейной иглы.Инструменты также представлены в музее.

Искусство микроминиатюры особенно ценно, потому что мастеров, которые им занимаются, очень мало, всего около десяти человек по всему миру.

Затем первоклассники прошли в коридор, где висят пейзажи художника Касаткина, написанные нефтью. Нефть из разных регионов России имеет разный цвет и разные свойства, бывает розовой, коричневой, зеленоватой. Художник изучает ее свойства и создает свои картины, используя только нефть и лак.


В соседнем зале мы увидели зверей художницы Ольги Ардовской – она создает фигуры животных из металлического мусора.



Также нам показали фрагмент концерта музыканта Алексея Петродворецкого, который играет музыку любых стилей на пиле, выступает в сопровождении симфонического оркестра.

В завершение экскурсии для нас завели одну из музыкальных шкатулок, которую сделал Владимир Седов, реставратор из Эрмитажа.

Первоклассники с интересом разглядывали экспонаты из глины, стекла, металла, созданные разными мастерами, увидели доспехи рыцаря, также созданные реставратором, загадали желание у модели скульптуры доброй собаки Гаврюши и довольные, впечатленные, отправились по домам.


 

 

 


Возврат к списку