Частная начальная школа "Квадривиум"

Россия, город Санкт-Петербург, улица 8-я Советская, д. 58


ПРИЕМНАЯ

+7 (812) 274-70-16

Версия для слабовидящих
Версия сайта для слабовидящих

Цикл «Культура и быт Петербурга». Тема: Музыкальный Петербург. Музей Римского-Корсакова (предмет: петербурговедение).


27 Февраля 2016

Петербург – город не только прекрасной архитектуры, но и великой музыки. Кому придёт в голову в этом усомниться? Если кому-нибудь и придёт, ученики 4 класса школы «Квадривиум» найдут множество аргументов, чтобы развеять эти сомнения. 27 февраля четвероклассники продолжили свое знакомство с музыкальной историей Петербурга.

Конечным пунктом нашего путешествия станет музей-квартира композитора Н. А. Римского-Корсакова. Это единственная сохранившаяся мемориальная квартира композитора в нашем городе. В XIXвеке профессия музыканта считалась непрестижной: немногие из них обладали состоянием или имели собственный дом. В основном музыканты снимали квартиры в так называемых «доходных домах» (как мы помним, доходный дом – дом, который владелец участка земли выстроил специально для сдачи квартир внаем). Композитор за свою жизнь мог переменить несколько квартир. Поэтому сейчас на фасадах домов мы часто можем встретить мемориальные доски, посвященные композиторам, жившим здесь в разные годы – П. И. Чайковскому, Д. Д. Шостаковичу и другим.

Музыкант в XIXвеке скорее даже не профессия, а хобби, увлечение. Русские композиторы зачастую имели далекое от музыки основное образование. Например, Александр Порфирьевич Бородин, автор оперы «Князь Игорь», закончил Медико-хирургическую академию в Петербурге, был профессором химии. Модест Петрович Мусоргский и Николай Андреевич Римский-Корсаков были военными, имели офицерское звание.

Михаил Иванович Глинка давал частные уроки, служил директором императорской капеллы, а Милий Алексеевич Балакирев был дирижером, постановщиком, музыкантом-педагогом. Даже к признанным музыкантам люди из высшего общества относились свысока, в то же время оценивая по достоинству их искусство. Австрийский композитор Иоганн Штраус, которого называют «королем вальса», впервые гастролировал в России 1856 году. Он стал постоянным дирижёром летних концертов приПавловском вокзале. В России он влюбился в девушку из аристократической семьи, Ольгу Смирнитскую. Когда Штраус попросил ее руки, родители Ольги не дали согласия на этот брак: «Простите, вы музыкант? Увы… Несерьезно, несолидно. Ненадежно…». Петр Ильич Чайковский тоже пережил неудачное сватовство.

 

По дороге Лидия Юлиановна подробно рассказала про Балакиревский кружок – содружество русских композиторов, существовавшее в середине XIXвека в Санкт-Петербурге. Оно еще имело другое название «Могучая кучка». Возглавлял это творческое содружество Милий Алексеевич Балакирев, членами кружка были Николай Андреевич Римский-Корсаков, Модест Петрович Мусоргский, Александр Порфирьевич Бородин и Цезарь Антонович Кюи. Вдохновителем и консультантом кружка по вопросам литературы был художественный критик Владимир Васильевич Стасов.Творчество этих композиторов, особенно Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова вывело русскую академическую музыку на мировой уровень. Уже в XIXвеке их произведения были широко известны за границей. Все участники «Могучей кучки» похоронены в некрополе Александро-Невской лавры. Это Государственный музей городской скульптуры – собрание живописных надгробий под открытым небом, где покоятся выдающиеся деятели русской культуры: писатели, художники и композиторы.

А наш путь лежит на площадь Искусств.Мы объезжаем ее по кругу, и в это время Лидия Юлиановна рассказывает о том, что в Михайловском дворце, где сейчас находится Русский музей, хозяйкой когда-то была великая княгиня Елена Павловна, супруга Михаила Павловича, четвертого сына Павла I. Она была известна в XIXвеке своей благотворительной деятельностьюи покровительствовала наукам и искусству. Она помогала художникам, врачам и музыкантам. При ее содействии в России было создано Русское Музыкальное Общество (РМО) и открыта ПетербургскаяКонсерватория.Первым директором консерватории стал пианист, дирижер, педагогАнтон Григорьевич Рубинштейн.

Салон Елены Павловны посещали поэты, художники, композиторы,в том числе те, чьи имена связаны с зарождением русской академической музыки – Михаил Иванович Глинка и другие.В качестве публики Елена Павловна приглашала именитых людей, занимающих высокое положение, с изысканным художественным вкусом, тех, кто способен оценить высокое искусство. Здесь выступали европейские музыканты, которые первоначально не были признаны у себя на родине, например, французский композитор Гектор Берлиоз. Рассказывают, когда он первый раз выступил в Михайловском дворце, и имел успех, он, вернувшись домой после концерта, в восторге повторял: «Я знаменит!».

Напротив дворца, в доме бывшего Дворянского собрания находится Большой зал Санкт-Петербургской академической филармонии.

Артистическое кафе или арт-подвал «Бродячая собака»— один из центров культурной жизни Серебряного века, располагавшийся в доме № 5 по Михайловской площади (так раньше называлась площадь Искусств).Кафе «Бродячая собака» было открыто 31 декабря 1911 года, а закрыто в марте 1915 года, после того, как Владимир Маяковский прочел там стихи против Первой Мировой войны. В названии «Бродячая собака» обыгран образ художника как бесприютного пса. Здесь устраивались театральные представления, лекции, поэтические и музыкальные вечера. Именно там впервые прочитывались многие стихи и звучали музыкальные пьесы, о чем сохранилось немало воспоминаний. В этом арт-кафе бывали Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Николай Гумилёв и многие другие художники, поэты, актеры. Вот как писала об этом кафе Анна Ахматова:

Да, я любила их, те сборища ночные, —

На маленьком столе стаканы ледяные,

Над черным кофеем пахучий, тонкий пар,

Камина красного тяжелый, зимний жар,

Веселость едкую литературной шутки

И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.

В настоящее время в этом арт-подвале возродилась традиция поэтических вечеров, спектаклей. Да и называется он вновь «Бродячей собакой». Интерьер украшают портреты поэтов Серебряного века, а также игрушечные собаки, сделанные из кусочков ткани, клубков шерсти, из проволоки, бумаги, старых ботинок и других подручных материалов.

Слева от Русского музея на площади Искусств расположен Михайловский театр, а справа мы видим дом графов Виельгорских. Этот польский дворянский род был известен своим покровительством искусству. В первой половине XIX века дом был одним из центров музыкальной и творческой жизни Санкт-Петербурга, там выступали знаменитые артисты и музыканты. В настоящее время часть этого здания принадлежит Российской гимназии при Русском музее, где глубоко изучаются предметы художественно-эстетического цикла.

Как мы видим, концепция площади Искусств как центра притяжения людей творческих профессий и людей, ценящих искусство, сложилась исторически.

Наша экскурсия движется дальше, и мы проезжаем мимо Мариинского театра.Мариинский театр ведет свою историю со времен правления Екатерины II. Современное здание было построено в 1859 году на месте прежнего, деревянного, уничтоженного пожаром. Театр был назван Мариинским в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны. Первый театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 года оперой «Жизнь за царя» Михаила Ивановича Глинки.

Мы минуем здание Санкт-Петербургской консерватории. В ее скверах установлены памятники Глинке и Римскому-Корсакову.

Наш автобус выезжает на Загородный проспект, а Лидия Юлиановна тем временем знакомит нас с таким явлением, как цветомузыка. Цветомузыка (или светомузыка)вид искусства, основанный на способностичеловекаассоциироватьзвуковые восприятия со световыми ощущениями. Такая способность (воспринимать цвета как звуки и наоборот) именуется в биологии человека синестезия, еще ее называют «цветным слухом». Основной целью светомузыки как искусства является воздействие на эмоции человека одновременно световыми образами и музыкой.

Впервые цветомузыку как самостоятельный вид искусства использовал русский композитор Александр Николаевич Скрябин в музыкальной поэме «Прометей». В ее партитуру внесены пометы о свете, сопровождающем звучание инструментов. Но он не указал, какие конкретно цвета должны быть использованы. Скрябин – это композитор, чье творчество стоит особняком на рубеже XIXXXвеков, его произведения отличаются усложненной гармонией. В то время как для Римского-Корсакова цветной слух был лишь дополнительной способностью, которая помогала ему делать музыку более выразительной. У него существовала разработанная музыкальная палитра, оттенки которой нам откроются уже совсем скоро.

Мы заходим в арку со стороны Загородного проспекта, пересекаем внутренний двор, поднимаемся на третий этаж обычного петербургского дома XIXвека и попадаем в мемориальную квартиру-музей Римского-Корсакова. Последние 15 лет своей жизни композитор провел здесь, и в этой квартире создал 11 опер (всего им написано 15 опер, преимущественно на сюжеты русских сказок и былин). Любители городских легенд, да и местные жители уверяют, что во дворе-колодце в лунные ночи слышатся приглушенные звуки фортепиано – как будто кто-то сочиняет или репетирует. Хотя… вряд ли это играет призрак великого композитора: Римский-Корсаков работал как писатель – сочинял музыку сидя за столом.

Его абсолютный слух и прекрасная память позволяли ему слышать сложнейшую оркестровку «в голове» и сразу переносить ее на нотный стан. В его кабинете нет музыкальных инструментов. Потом он только проходил в гостиную и наигрывал что-нибудь из написанного на рояле, проверяя, все ли верно, все ли звучит так, как он услышал в своем воображении.

В первом выставочном зале мы видим портрет Римского-Корсакова, кисти знаменитого портретиста Валентина Александровича Серова.Композитор уже в годах, представлен в кабинете за работой.

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 в городе Тихвин (Ленинградская область). В его семье мужчины традиционно получали военное образование и становились морскими офицерами.

Сначала и ему прочили такую карьеру. Юный Римский-Корсаков очень любил музыку, «играл в нее», по его собственным словам, и до 16 лет занимался ею на любительском уровне. Ему особенно нравились русские народные песни и церковная музыка. После окончания Морского кадетского корпуса будущий композитор три года путешествовал на клипере «Алмаз» в качестве гардемарина. Он не взял с собой ни музыкальных инструментов, ни нот, и не музицировал всю поездку. Но в шуме волн и криках чаек он слушал мелодии. В путешествии он понял, что жизнь вне музыки для него невозможна. В 1865 году окончательно решил оставить службу и посвятить себя искусству. Нельзя сказать, что это решение далось ему легко, несмотря на то, что его старший брат уже давно служил во флоте и поддерживал фамильную традицию. Римский-Корсаков обосновался в Петербурге и попал в общество членов Балакиревского кружка, где общение с единомышленниками позволило его таланту раскрыться в полной мере. Он пишет одну за другой оперы, симфонии, вокальные сочинения… Умер Римский-Корсаков в 1908 году в своем загородном доме, где в настоящее время также находится музей.

Судьба петербургской квартиры композитора решилась далеко не сразу. В советский период все подходящие для этого квартиры были сделаны коммунальными, комнаты поделили между разными жильцами. Музей был создан по инициативе потомков композитора лишь в 70-ые годы. Потомки сберегли множество вещей, принадлежавших Римскому-Корсакову. Но кое-что сохранилось независимо от них, например рояль, который нынче стоит в гостиной как экспонат, в советское время находился в консерватории. На нем играл Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

Мы заглянули в кабинет композитора, и проходим через прихожую в гостиную. В этих просторных комнатах еженедельно собиралось множество людей.

Встречи назывались «Корсаковские среды». Композитор приглашал артистов, критиков, друзей дома и любителей музыки. Знаменитый певец, Федор Иванович Шаляпин выступал в этой гостиной, в прихожей мы видим под стеклом визитную карточку, написанную его рукой.

В рамке на стене висит поздравительный свиток от музыкального критика Владимира Васильевича Стасова, врученный Римскому-Корсакову в честь юбилея: 25 лет творческой деятельности.

Окна квартиры обрамляет множество венков и лент разного цвета с надписями. Они отнюдь не траурные, а поздравительные: такие было принято дарить композитору в честь премьеры его оперы.

Среди созданных Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым опер есть две оперы на сюжеты повестей Николая Васильевича Гоголя: это «Ночь перед Рождеством» и «Майская ночь»; оперы на сюжеты сказок Пушкина «Золотой петушок» и «Сказка о царе Салтане»; знаменитая опера-сказка «Снегурочка», опера-былина «Садко». Венки, свитки и другие памятные подарки рассказывают о премьерах и свидетельствует о том, как любили этого композитора и ждали его новых творений.

Мы проходим в столовую, останавливаемся у накрытого стола.

Здесь выставлена подлинная посуда семьи. На многих приборах мы видим вензель РК и корону, что говорит нам о том, что композитор принадлежал к дворянскому роду.

У Римского-Корсакова была большая семья: жена Надежда, которая была музыковедом, верным сподвижником композитора, редактором и критиком его музыкальных произведений (в кабинете мы видели стол, за которым она работала), родила двух дочерей и троих сыновей. Здесь они собирались все вместе. Римский-Корсаков очень любил кофе, выпивал утром две чашки, а потом отправлялся в кабинет работать. У него был строгий распорядок дня, а кофе он называл «мой эликсир» и не мог без него начать день. Должны же быть у великого человека маленькие слабости!

Мы проходим дальше, в небольшой концертный зал, где экскурсовод повествует нам о цветомузыке Римского-Корсакова. Совершенно определенные сочетания составляли палитру мастера: до мажор – белый цвет, ре мажор – золотой, ми минор и си мажор – синий, фа мажор – зеленый, соль мажор – коричневый, ля мажор – золотисто-розовый. Каждому из этих оттенков соответствовала своя тема. Например, ля мажор передает настроение вечной юности и весны. Это была любимая тональность Римского-Корсакова. Часто даже в письмах вместо пожеланий здоровья и благополучия он писал родным и близким: «Желаю ля мажора!». Мы прослушали отрывок из произведения, написанного в этой тональности.

В последних залах, которые когда-то были спальней и комнатной прислуги, мы познакомились с выставкой, посвященной опере «Кащей Бессмертный». Эту оперу сейчас редко исполняют. Необычная выставка была выполнена в стилистике комикса.



На этой радостной ноте мы поблагодарили экскурсовода, спустились в гардероб и затем отправились по домам. В зале для выступлений, расположенном на первом этаже музея, а также в самой мемориальной квартире Римского-Корсакова регулярно даются концерты самой разнообразной тематики. А это повод для юных любителей музыки следить за афишами и вернуться сюда еще не раз.

 

ВНИМАНИЕ. Термины, выделенные в тексте жирным шрифтом, следует запомнить.

 


Возврат к списку