Частная начальная школа "Квадривиум"

Россия, город Санкт-Петербург, улица 8-я Советская, д. 58


ПРИЕМНАЯ

+7 (812) 274-70-16

Версия для слабовидящих
Версия сайта для слабовидящих

Цикл «Династия Романовых Санкт-Петербургу». Часть III. «Петербург 19 века». Экскурсия «Спас-на-Крови». Прогулка в Михайловском саду.


17 Марта 2016

 

Третий класс школы «Квадривиум» на пути изучения истории и архитектуры родного города приблизился к тем страницам, которые можно называть поистине трагическими. История России никогда не была безоблачной, но все же, когда мы изучаем деяния других императоров, у нас остается впечатление созидания, радости, движения вперед. Правление Петра – это победа в Северной войне, основание Петербурга, создание флота, открытие школ, основание Кронштадта и множество других творческих начинаний. Женщины на российском престоле – это век красоты и галантности: балы, праздники, фейерверки, возведение роскошных дворцов при Елизавете Петровне. Долгое царствование Екатерины II – это эпоха Просвещения, развитие наук и художеств, победы Суворова, Медный Всадник, формирование классического облика Петербурга. Павла Iмы воспринимаем как поклонника рыцарской культуры и знакомимся с его любимым детищем – Михайловским замком. Эпоха Александра I – это победа над Наполеоном, Царскосельский Лицей, юность Пушкина, расцвет русской поэзии. Николай Iзапоминается нам как «инженер на престоле» – в его царствование развивается промышленность, техника, строится первая железная дорога в России. Мы посещаем также Александрию, домашнюю тихую гавань императора, где говорим о его теплом отношении к супруге и детям.

Но судьба Александра II обрывается трагически и несправедливо. Этот император вошёл в русскую историю как великий реформатор. Размах его преобразований сравним с деятельностью Петра I. Он погиб в 1881 году в результате террористического акта: в его карету бросил бомбу участник секретной организации «Народная воля». Храм Спас-на-Крови, куда мы сегодня направляемся на экскурсию, построен на месте гибели императора.

Александр II Николаевич, сын Николая I,вступил на престол в 1855 году.Его с детства готовили к тому, что он станет правителем России. Он получил всестороннее образование, был действительно просвещенным человеком, разбирался во всех тонкостях политики и экономики. Его деятельность была направлена на то, чтобы сделать лучше жизнь российских граждан.

Самой значительной реформой Александра II считается отмена крепостного права. Эта реформа долго обсуждалась, но манифест о вольности крестьянства был опубликован19 февраля 1861 года. Крестьяне, которые обрабатывали землю, становились свободными людьми. До 1861 года они считались собственностью владельца земли, на которой они жили, так же, как коровы, волы и другой скот. Они не имели права переменить место жительства, их можно было продавать и покупать, как вещи. У них не было никаких прав. Положение крестьян в России напоминало рабовладение в Древнем Риме и Древней Греции. Это сильно подрывало международный авторитет нашей страны и тормозило развитие экономики. К тому же хозяева часто плохо обращались с крестьянами, что вызывало крестьянские бунты.

Александр II издал указ об освобождении крестьян. Но земля, то есть пашни, леса, луга, реки – оставались в собственности землевладельцев (помещиков). Чтобы работать на этой земле и кормить себя и семью, крестьянин был вынужден либо брать ее в аренду, либо выкупать ее. Естественно, это вызвало народное недовольство. Тем не менее, Александр II заслужил титул Освободитель.

Наш автобус останавливается возле Спаса-на-Крови на берегу канала Грибоедова. Этот храм не образует никакой площади, поскольку его строительство началось в конце XIXвека, когда облик исторической части города, где он расположен, уже сложился. Чтобы построить его, была выделена часть Михайловского сада, что заметно по узорной решетке, которая опоясывает храм и полукругом уходит в глубину сада.

Канал Грибоедова, который в XIX веке носил имя Екатерининский канал, находится неподалеку от здания Конюшенного ведомства. Эти здания построил в стиле классицизма архитектор Василий Петрович Стасов. Там находились денники – так назывались стойла для лошадей, там стояли и кареты. Место для царских конюшен обозначил еще Петр I. Река Мойка, откуда берет свое начало канал Грибоедова, получила свое название от того, что в ее водах в XVIIIXIX веках купали лошадей. Оттуда же брали воду для хозяйственных нужд. Сейчас стены Конюшенного ведомства затянуты баннерами, и, вероятно, вскоре здание будет отреставрировано.

Официально название храма, который мы сегодня посещаем, звучит как Собор Воскресения Христова. Этот красивый храм в старорусском стиле виден со многих улиц города. Его высота составляет 81 метр. Его купола возвышаются над зеленью Михайловского сада, над горизонтальными линиями крыш и устремляются к небу. В настоящее время собор функционирует как музей, но иногда, по большим праздникам, там проводятся службы. Обычно это происходит ранним утром, и верующие могут прийти и помолиться, пока внутри здания не началась обычная туристическая жизнь.

Напротив собора расположена небольшая ризница (помещение для хранения риз – церковных облачений), где, как упоминает Лидия Юлиановна, однажды проводилась экспозиция подлинных предметов с места гибели Александра II – голенище разодранного сапога, кусок конской сбруи, щепки кареты – а также документы, рисунки и другие свидетельства современников об этом событии. Организация «Народная воля» устроила настоящую охоту на царя. Лидеры «Народной воли» считали, что царское правительство угнетает народ и писали в своих листовках, что революция неизбежна. На Александра II в течение его жизни было совершено семь покушений, и последнее оказалось роковым. Возле Михайловского сада было удобное место для засады – карета едет вдоль канала, свернуть никуда нельзя. Террорист по фамилии Гриневицкий бросил две бомбы – одна из них повредила карету и убила кучера, пострадали люди на набережной. Вторая бомба смертельно ранила царя, который вышел из кареты, чтобы оказать помощь раненым.

Убийство царя было воспринято большинством людей как трагедия, предвещающая беду для всего народа. Новым императором стал Александр III, сын Александра II. Было подано прошение на царское имя, чтобы построить храм в знак всенародной скорби и раскаяния. Был объявлен конкурс, образцами для архитекторов стали московские и ярославские церкви. Победил совместный проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия. Предки архитектора Парланда были выходцами из Шотландии и строили по городу много зданий, это была династия архитекторов. Храм строился 24 года, из них 12 лет ушло на украшение храма мозаикой.

Император Александр III очень любил русский стиль в искусстве и архитектуре. Именно он начал собирать коллекцию картин русских художников, которая стала основой фонда Русского музея. Согласно его пожеланию, архитектура храма представляет собой стилизацию под русскую старину.  Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного. В отделке здания использованы кирпич, мрамор, гранит, эмаль, позолоченная медь и мозаика. Храм имеет девять глав – куполов, трехъярусную колокольню. Купола покрывают 1000 квадратных метров ювелирной эмали, это гордость русских мастеров. Характерной чертой храма являются закомары. Закома́ра — в древнерусской архитектуре часть наружного участка стены, полукруглое или килевидное завершение, повторяющее своими очертаниями форму внутреннего свода. В закомарах над входом изображены святые.

Торжественное открытие храма состоялось в 1907 году. С самого начала его не планировали делать приходским, то есть публичным. Вплоть до Октябрьской революции храм был единственным в своем роде собранием драгоценностей. Помимо мозаичных картин, пол, стены, своды, купола и пилоны были выполнены из итальянского мрамора, уральской и алтайской яшмы, порфира, орлеца, украшены россыпью сибирских самоцветов и топазов. Благодаря такому сочетанию создавалось ощущение, что ты находишься в шкатулке с драгоценными камнями. В стенах храма никогда не крестили, не отпевали и не венчали. До 1930 года лишь ежедневно читали проповеди и служили панихиды (службы по умершим).

С внешней стороны на стенах храмана гранитных плитах сделаны надписи, которые рассказывают о достижениях России в период правления Александра II. Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет более семи тысяч квадратных метров. Это уникальное произведение искусства.

За право делать мозаику для этого храма соревновались несколько лучших мастерских того времени, в том числе и зарубежные. Конкурс проходил так: образцы мозаикидержали на морозе, и победила та мастерская, чья работа не потрескалась и из узора не выпал ни один кусочек смальты. Победу одержали русские мастера под руководством В. А. Фролова. Мозаика создавалась по эскизам более 30 художников, среди которых такие известные имена, как Виктор Михайлович Васнецов, Михаил Васильевич Нестеров, Андрей Петрович Рябушкин, Николай Николаевич Харламов.Во внутреннем и внешнем убранстве храма часто встречаются растительные орнаменты, что сближает его архитектуру со стилем модерн.

Фирма Фроловых первая в России освоила ускоренный «обратный» («венецианский») способ набора мозаики. Это метод создания масштабных композиций, воспринимаемых с большого расстояния. Живописный оригинал переводили на плотную бумагу (кальку) в зеркальном отображении. Затем рисунок делили на части, после на каждую наклеивали смальту. Готовую мозаику окружали рамой и заливали цементным раствором. Мозаичные блоки крепились к стене, а швы между ними заполняли мастикой так, что даже при близком расстоянии их невозможно разглядеть и по сей день. В настоящее время экспозиция Спаса на Крови – одна из крупнейших коллекций мозаики в Европе.

Россия была во время строительства храма на подъеме, в стране бурно развивались промышленность, экономика, техника. Спас-на-Крови был одним из первых храмов, в который было проведено паровое отопление и электричество.

Мы входим в храм, и, несмотря на то, что мозаика сразу привлекает внимание, экскурсовод сначала подводит нас к очень важному и особенному месту – сени. Храм необычен, так как это памятник царю-мученику.Сень возведена над местом смертельного ранения Александра II. Это своеобразный навес, под которым сохранены ограждение набережной канала и часть мостовой, на которую пролилась кровь императора. Для того, чтобы устроить такое памятное место внутри храма, стена была выдвинута в русло канала на восемь с половиной метров. Сень находится в западной части храма, прямо над ней колокольня с большим золотым куполом. По правилам храмовой архитектуры здесь должен был располагаться вход, но архитектор продуманно устроил два боковых входа, и историческое место было сохранено в его подлинном виде. Мозаика на стене за сенью изображает оплакивание Христа его учениками и Девой Марией. Сень была разрушена после Октябрьской революции, но в настоящее время ее восстановили.



Плиты пола до революции были покрыты коврами, но затем ковры были утрачены, и мы ступаем прямо по мозаике из разных сортов мрамора.

Камень, из которого сделана нижняя часть пилонов (прямоугольных столбов, подпирающих свод) – лабрадорит, он меняет цвет при попадании на него солнечных лучей. Скамьи и основание колонн сделаны из серпентенита, узор на котором напоминает кожу змеи. Лабрадорит и серпентенит – это траурные камни. Часть иконостаса сделана из зеленой яшмы и розового орлеца – тех же камней, что были использованы в Петропавловском соборе для изготовления саркофагов (надгробий) Александра Николаевича и его супруги, императрицы Марии Александровны.

Во внутреннем убранстве храма заложена идея покаяния и искупительной жертвы, в данном конкретном случае – искупления народа за убийство царя помазанника божьего. Считалось, что царская власть исходит от Бога, дается высшими силами. Не земные люди принимают это решение, поэтому судить царей обычные люди не имеют права. Это – страшное преступление, а убийство – преступление еще более тяжелое. Деньги на строительство храма дала царская семья, но существенным вкладом были пожертвования, которые собирались по всей России.

После Октябрьской революции храм был закрыт и превращен в склад. До Великой Отечественной войны там находилось овощехранилище. Во время блокады храм служил моргом – сюда свозили тела погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нём склад декораций.

В 1961 году в центральном куполе храма был обнаружен немецкий фугасный снаряд. Он пробил купол и застрял в перекрытии свода. Настоящее чудо, что он не взорвался и не уничтожил храм. Никем не замеченный, фугас пролежал в стропилах много лет и был случайно обнаружен верхолазами во время реставрационных работ. Саперы обезвредилиснаряд, разобрали часть купола, опустили его на лебедке на пол храма, вывезли из города и уничтожили в районе Пулковских высот.

В период до Великой Отечественной войны три раза принималось решение о сносе храма. Но в 1968 году Спас-на-Крови как памятник архитектуры был передан под охрану государства. В настоящее время храм является частью музейного комплекса Исаакиевского собора. Храм был в ужасном состоянии, когда его стали реставрировать. Реставрация продолжалась 27 лет. Десять мастеров в течение четырнадцати лет восстанавливали мозаики, счищали с каждого кусочка смальты налет и плесень с помощью скальпеля и детского мыла, все это делалось вручную.

Воскресение Христово – главный православный праздник, который символизирует победу жизни над смертью. Несмотря на печальное событие, в память о котором был воздвигнут храм, мозаики поражают яркостью цветов, что создает праздничное, радостное настроение. Мозаика делается из кусочков смальты. Кантарель – смальта золотого цвета, при ее изготовлении используется сусальное золото (золотая фольга). Кантарель передает золотистое сияние, исходящее с небес и от ликов святых.

Мы обходим помещение храма по часовой стрелке, подходим к северному киоту. Киот – это украшенный шкафчик или полка для хранения икон, место для особо почитаемых икон.

В ряду иконостаса, который называется чин, посвященном местнопочитаемым святым, мы видим мозаичную икона Александра Невского. Эта мозаика очень тонкой работы, с мелкими деталями, была набрана с эскиза Михаила Нестерова. Александр Невский изображён молящимся в домовой церкви. На втором плане в окне виднеется северный пейзаж – занесенные снегом крыши домов. Снег на крышах деревянных избушек должен был придать мозаике национальный колорит.

Значительная часть уникальных икон сегодня утрачена, но благодаря работе реставраторов, большей части интерьера вернули первоначальный вид.

Стены храма покрыты мозаиками на евангельские сюжеты, повествующие о жизни Иисуса Христа и сотворенных им чудесах. Пророки и святые, а также небесные покровители дома Романовых изображены на пилонах. Мозаика центрального купола называется Христос Пантократор (в переводе с греческого Вседержитель). Христос изображен как небесный Царь и Судья, его руки подняты в благословляющем жесте. Четверо евангелистов, согласно традиции, расположены на парусах. Парусами называются переходы от барабанов (внутренней части купола) к колоннам, которые поддерживают свод.

Слева от иконостаса в куполе необычное изображение Христа – Христос Благое Молчание. Спаситель представлен в виде ангела со сложенными крыльями, считается, что так он выглядел, пока не воплотился на земле.

А справа от иконостаса, если поднять голову, можно увидеть еще одну необычную мозаику – Спас Эммануил. Так называют изображение Христа в его детские годы: мы видим в куполе лицо мальчика лет десяти. Христа-отрока и Христа-ангела изображают редко, и в Петербурге это единственные в своем роде образы.

Экскурсовод заканчивает свой рассказ об особенностях этого храма, отвечает на вопросы, объясняет некоторые сюжеты: Благовещение, исцеление прокаженного, хождение по водам. Радостные и вдохновленные, мы покидаем своды собора. Правление Александра IIоборвалось трагически, но памятник ему стал одной из архитектурных жемчужин нашего города.


 


Возврат к списку